Олонхо

На территории древней земли Олонхо удивительная природа, большое количество рек и озер с огромными запасами рыб, разнообразный животный и растительный мир. В мифологизированных образах олонхо отразилась древнейшая история якутов — скотоводческого народа южного происхождения. Якутский героический эпос олонхо – выдающийся памятник эпического наследия тюрко-монгольского мира, является вершиной и синтезом устной поэзии народа.

Олонхо, Якутск

ЯКУТСКИЙ НАРОДНЫЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС «ОЛОНХО». Библиотекарь КШИ им. а Кылычбаева Э.К, Олонхо (якут. Олоҥхо) — древнейшее эпическое искусство якутов (саха). Что такое олонхо. Для справки: олонхо представляет собой вид устного эпоса якутского народа, занимающий центральное место в здешнем фольклоре. Программа включает произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства художников Якутии, посвященные эпосу «ОЛОНХО». есть энциклопедия мудрости, его искусства и поэзии. есть энциклопедия мудрости, его искусства и поэзии. Но есть кое-что, что сами якуты ценят гораздо больше, и это сокровище нематериальное — «Олонхо», древнейший якутский эпос. Весь фольклор Якутии берет свое начало от него.

В Якутии отмечается День Олонхо

Данилова — исследователь женских образов в якутском олонхо. Она изучает семантику именных формул, композиции эпосов, в которых главными героями являются образы богатырш. В 2014 г. Данилова занимается также публикацией текстов олонхо. Кузьмина изучает вилюйскую эпическую традицию. Кузьмина подготовила к печати тексты олонхо, справочник олонхосутов Нюрбинского улуса. Оросина исследует таттинскую локальную традицию. В 2015 г.

Павлова специализируется по якутским волшебным сказкам. Однако область ее интересов охватывает и межжанровые связи сказки и олонхо [5]. Следует отметить бесценный труд лаборантов по сохранению и увековечиванию эпического наследия. Так, Л. Рожина с 1968 г. Она — сосоставитель фольклорных сборников «Ньырбакаан удьуордара», «Песни круговых танцев» и многих текстов олонхо. Наумова расшифровывает и набирает тексты олонхо.

Так, при её участии изданы около 10 текстов героических сказаний якутов. Таким образом, сектор якутского фольклора с самого начала создания института, т. Наряду с научным исследованием якутского эпоса, сотрудники сектора также получили солидный опыт по изданию текстов олонхо. Проведение международных, всероссийских конференций по проблемам эпоса оказало положительное влияние на налаживание связей с фольклористами не только из других регионов России, но и всего мира. Дмитриева, Р. Николаева; отв. Алексеев Н.

Этнография и фольклор народов Сибири. Бурцев Д. Якутский эпос олонхо как жанр. Данилова А. Емельянов Н. Сюжеты олонхо о защитниках племени. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени.

Сюжеты ранних типов якутских олонхо. Сюжеты якутских олонхо. Ефремов П. Долганское олонхо. Захарова А. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа саха по материалам олонхо. Илларионов В.

Искусство якутских олонхосутов. Якутское сказительство и проблемы возрождения олонхо. Ксенофонтов Г.

Бесспорно, именно с его именем связано то, что в Сунтарском районе стали наиболее активно развиваться песенное искусство, и кругового танца осуохай.

Поэтому так и повелось, что одно только упоминание Сунтара сразу ассоциируется с раскатистым тойуком, песенным искусством кылысах, танцем осуохай. Но глубокое изучение эпических традиций позволяет убедиться в том, что здесь развивалось и сказительское искусство, жили и творили талантливые сказители. Работники культуры из Сунтарского улуса Г. Самойлова, Н.

Егорова организовали экспедицию по наслегам и установили, что из сунтарской земли произошли, жили здесь и сказительствовали 174 олонхосута. Даже если допустить, что эта цифра может быть преувеличена, эти данные, несомненно, свидетельствуют о том, что сунтарская локальная эпическая традиция существовала и развивалась. В 1853-1854 гг. Маака, в материалах которой содержатся записи об якутском героическом эпосе олонхо, зафиксированные со слов священника Александра Попова.

Кроме этого, Р. Мааком записан на якутском языке и в переводе на русский язык краткий сюжет олонхо, названный им «Якутская сказка, рассказанная якутом в селе Сунтар». Как следует из этого, с середины XIX в. Также можно говорить о периоде активного развития сунтарского сказительства.

Наряду с этим, в материалах экспедиции Р. Маака рассказано о записи текстов двух олонхо, название одного из которых «Сын Кряквы Кюенчэ Сильный». Сегодня нам известно, что в репертуаре сунтарских сказителей в частности Домны Архиповой из Кюкяйского наслега Сунтарского района было олонхо «Сын Кряквы». Один из известных сказителей ХХ в.

Амвросьев исполнял олонхо «Сын Кряквы Кюн Нюргун» [4, с. Герой олонхо, записанного Р. Мааком, тоже происходит от кряквы. Тот факт, что древний тотемический мотив сохранился до наших дней, вызывает заслуженный интерес.

Кроме указанных олонхо больше нет записей, произведенных в дореволюционный период до 1917 г. Информация о том, что основатель якутской литературы А. Кулаковский записал от прославленного сказителя С. Каратаева олонхо «Сирота» не подтверждена документально.

Имеется достаточное количество документальных свидетельств о письменных фиксациях лучших образцов якутского эпоса олонхо в период со второй половины XIX в. Худяковым в Верхоянске [5] , Э. Пекарским, С. Ястремским и местным жителем, русским по происхождению, но получившим якутское воспитание, В.

Сам рассказ походит на медитацию, а сказитель — на шамана, который постепенно входит в транс и вводит в него своих слушателей — без бубна, только голосом. По легенде, бывали случаи, когда сказители-олонхосуты исполняли эпос 7 дней и 7 ночей без перерывов. С одной стороны, сказания были и остаются для якутов элементом развлечения, с другой — они всегда были способом познания и осмысления окружающего мира. Хранители эпоса олонхосуты во все времена считались очень уважаемыми людьми.

Песни передавались по наследству вместе с навыком исполнения. Люди собирались из окрестных аласов, чтобы в течение нескольких дней слушать олонхо. Это происходило ровно посередине долгой заполярной зимы, в момент максимального холода, и давало людям силы, чтобы дотянуть до весны и тепла. Его рассказывали зимой, чтобы не терять надежду, что оно лето скоро наступит, самое страшное позади», — говорит Елена Васильева из творческой группы «Архетип».

Новое прочтение Уникальность якутского эпоса в том, что его устная традиция существует и развивается до сих пор. Хотя олонхосутов теперь меньше, чем раньше, сегодня они исполняют сказания не только в узком кругу семьи и знакомых, но и для массового слушателя. Оно звучит на национальных якутских праздниках и на радио. Некоторые сказители — настоящие звезды.

Например, 25-летняя актриса театра Анастасия Алексеева, которая с детства занимается исполнением традиционного олонхо и сама пишет новые песни эпоса.

Для того, чтобы подчеркнуть его мировое значение эта дата была объявлена в Якутии национальным праздником Днем Олонхо, сообщает ИА YakutiaMedia. Олонхо является общим названием многочисленных якутских героических сказаний, средний размер которых достигает 10-20 тысяч стихотворных строк, иногда — до 50 тысяч строк.

Оно относится к наиболее древним эпическим памятникам тюрко-монгольских народов. Сюжет: Действие в олонхо происходит в трех мирах — Верхнем, Среднем и Нижнем. В середине мироиздания по Олонхо находится древо жизни Аал Луук Мас, его корни уходят в Нижний мир, где обитают враждебные силы, крона древа растет в Среднем мире, куда божества послали людей с предназначением заселить его.

Ветви древа жизни устремлены высоко в небо, там и обитают божества Айыы. Дар импровизации: Якутский эпос Олонхо мог длиться безостановочно несколько суток. Фото: Т.

Степанов Основной темой эпоса является судьба эпического племени Айыы аймага — прародителей людей. Стоит отметить, что само олонхо задумано и подаётся как своеобразная история всего человеческого общества, но история эта не реальная, а мифологическая. Можно выделить три группы сюжетов, на которых основываются сказания.

В первой группе сюжетов подробно описывается установившийся миропорядок и мифологическая география. Ко второй группе сюжетов относятся сказания о деяниях героев, которые живут в Среднем мире.

Якутия мистическая: Мастер олонхо

У каждого народа есть культурные проявления, которые считаются его главным достоянием, позволяющим протянуть незримую нить между прошлым и будущим и объединить всех его представителей, где бы они ни жили. Для якутов это олонхо — слово обозначает как традицию сочинения и исполнения эпических произведений, так и собственно поэмы, исполняемые сказителями олонхосутами. Исследователи открыли это явление только в середине XIX века, поэтому многие тексты не дошли до наших дней. Сохранившиеся произведения рисуют сложную картину мироустройства по представлениям якутов. В соответствии с ней мир делится на три части: верхнюю, среднюю и нижнюю. Главная тема олонхо — судьба племени Айыы аймага, живущего в Верхнем мире.

Так говорят легенды. На новой родине якутов ждали сложные климатические условия, необходимость выживать самим и разводить скот, стычки с местными племенами.

Их непростая история отразилась в богатом устном фольклоре, и особенно — в олонхо. Сказания олонхо повествуют о трех мирах, соединенных между собой мировым древом Аал Луук Мас, и божественном происхождении ураанхай саха якутов от эпического племени Айыы аймага, прародителей людей. Божества Айыы из Верхнего мира послали их заселять мир Средний, устраивать жизнь людей и защищать его от Абасы, злобных существ из Нижнего мира. Основные темы эпоса — устройство мироздания, заселение земель, деяния героев и их борьба с жителями Нижнего мира. Сказители-олонхосуты рассказывают поэмы в два вечера, по 8-10 часов 10 000-40 000 строк каждая. Говорят, в прежние времена одно сказание могло занимать и до 10 дней. Повествование ведется без музыкального сопровождения, то речитативом «слова автора» , то пением речи героев.

Тот факт, что древний тотемический мотив сохранился до наших дней, вызывает заслуженный интерес. Кроме указанных олонхо больше нет записей, произведенных в дореволюционный период до 1917 г. Информация о том, что основатель якутской литературы А. Кулаковский записал от прославленного сказителя С. Каратаева олонхо «Сирота» не подтверждена документально.

Имеется достаточное количество документальных свидетельств о письменных фиксациях лучших образцов якутского эпоса олонхо в период со второй половины XIX в. Худяковым в Верхоянске [5] , Э. Пекарским, С. Ястремским и местным жителем, русским по происхождению, но получившим якутское воспитание, В. Васильевым в центральных районах [6].

Несмотря на существование фактов письменной фиксации образцов якутского эпоса олонхо в вилюйских районах, в том числе в Сунтарском, и интерес к этой теме в XIX — начале XX в. В 1938 г. Саввиным были записаны от олонхосутов Кангаласского наслега следующие произведения: от Семена Семеновича Афанасьева — Ырыа Сиэнчэ 1864-1950 олонхо «Одун Чуураа бухатыыр» в прозаической форме карандашом на листе 41,5х20,5см с одной стороны на латинице [7]. Текст был издан в 2014 г. Следующее олонхо — «Уол Дуолан бухатыыр» Митрофана Захаровича Мартынова 1880-1969 , который был родом из Кюкяйского наслега Сунтарского района, — интересно тем, что оно было записано два раза: в 1938 г.

Саввиным рукопись, написанная карандашом в прозаической форме на латинице, 145-156 лл. Илларионовым на магнитофоне. Первый вариант был издан по серии «Саха боотурдара» [9] и оцифрован. В карту экспедиции вошли наслеги Ыгыатта, Сиэйэ, Сунтар, Алланга, но более ни одного эпического текста записано не было. В основном внимание А.

Саввина, видимо, привлекал репертуар народного самородка С. Зверева — Кыыл Уола. В действительности же известно, что в этот период в наслегах Сунтарского района сказительствовали олонхосуты: в Вилючане — легендарный Ырыа Титов — Тит Лыткин, несмотря на свой преклонный возраст, исполнял олонхо для ближайшего окружения, его сын А. Лыткин находился в самом расцвете своего таланта. В 1960-е гг.

Лыткин активно участвовал в вечерах олонхо, организуемых районным Домом народного творчества. Как вспоминает заслуженный учитель РС Я Н. Тимофеев, сегодня широко известный обучением детей сказительским традициям, в Хоринском наслеге в разное время жили и сказительствовали в общей сложности около 40 олонхосутов. Заслуживает особого внимания и тот факт, что в 40 — 50-х гг.

Абрамовым-Кынат, И. Бурнашевым —Тон Суорун, Н.

Степановым-Ноорой, легендарным героем якутского народа Василием Манчаары. Записи олонхо Г. Колесова являются материалом, методикой для изучения олонхо. По итогам изучения экспедииции выявлени более 200 олнхосутовв проживавших в нашем улусе. Творчество наших исполнителей олонхо Захарова А. Бурнашева-Тон Суорун, Степановой А.

Степанова-Ноорой, Маякуновой А. Тихонов П. Стали доброй традицией проведения улусных нацинальных праздников Ысыах Олонхо. В 2011 году Ысыах Олонхо проведен на родине олонхосута Н. АбрамоваАрхитектура Дома Олонхо отражает национальные традиции жилища народа саха в современном дизайне. Дом Олонхо создан по дизайну архитектора Шишигина И.

Иное пространство в якутском героическом эпосе (на материале олонхо вилюйской традиции)

30 Книга представляет собой первое в отечественной фоль­ клористике описание сюжетно-композиционной структуры якутского героического эпоса олонхо. Венцом словесного искусства якутского народа, его любимым и наиболее характерным видом творчества являются большие героические сказания, называемые олонхо. Занимает центральное место в системе якутского фольклора. Термин «олонхо» обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказаний. Цель: Узнать о значении "Олонхо" в нашем обществеЗадачи: Ознакомить с древним Якутским Эпосом "Олонхо";Ознакомить с миропониманием Якутского Народа;Рассмотреть персонажи.

Якутский героический эпос Олонхо

  • Сообщить об опечатке
  • Навигация по записям
  • Олонхо - Olonkho
  • Олонхо, Якутск - как добраться и что посмотреть
  • «Якутский героический эпос Олонхо — для русскоязычной группы в условиях детского сада»

Эпос Олонхо

В олонхо важна импровизация и вхождение в состояние турук — транс. "Не обязательно исполнять олонхо по книге, слово в слово, здесь приветствуется импровизация, мастерство. ОЛОНХО — ОЛОНХО — якутский героический эпос. Состоит из многих сказаний, называемых обычно по имени героя ("Нюргун Боотур", "Мэлдью Сильный" и др.). Олонхо — общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10 — 15 тысяч стихотворных строк.

Олонхо гиперборейский богатырский эпос народа Саха

В нашем подкасте вы найдете обзоры художественной литературы; познакомитесь с самобытным фольклором и сказками народов России; прослушаете аудиоверсии работ, вошедших в шорт-листы Международного литературного конкурса малой прозы «ЭтноПеро»; послушаете интервью с писателями и интересными людьми; откроете для себя интересные факты о писателях и поэтах - представителях многочисленных народов нашей страны, а также найдете многое другое, связанное с книгой и увлекательным чтением. Возрастное ограничение:.

Исполнение якутского эпоса требовало от народных сказителей и актерского таланта. Во «вселенной» олонхо три мира: Верхний — своего рода Олимп с якутскими богами, прародителями людей; Средний — земля, где среди людей племени Айыы живут иччи духи ; Нижний мир населен абаасами, однорукими и одноглазыми злыми демонами, питающимися душами людей.

Оно пускает корни в Нижний мир, ствол проходит через Средний, а ветви устремлены к богам Верхнего мира. Песни олонхо повествуют о богатырях — потомках богов, изгнанных из Верхнего мира, героически сражающихся с абаасами, защищая семью и племя. В традициях эпоса богатыри и их соратницы обладают исключительно положительными чертами характера, наделены невероятной силой, исключительно добры и благородны.

Демоны Нижнего мира, наоборот, сочетают все возможные пороки: жадность, злобу, мстительность, похоть, — и даже внешне изображены уродливыми. Олонхо — очень древний самобытный эпос, зародившийся еще до переселения тюркских и монгольских народов в Якутию.

Почему читал? Во-первых, читать олонхо априори считалось важным делом, во-вторых, мы, мальчишки, соревновались в чтении, хвастались друг перед другом, хотели вызвать гордость у девочек. Как-то не помню, чтобы девочки увлекались чтением.

Например, там было сказано — деревьев не станет. Мне этого не хотелось. Вроде бы в олонхо должно красочно рассказываться об изобилии, о неисчерпаемости природных ресурсов, а тут говорится, что в срединном мире деревья когда-то все попадают, а вода иссякнет… Мудрость таких слов доходит не сразу. Немало таких моментов было. Но там целые куски циклично повторяются, что облегчает понимание.

Казалось, здесь было все ясно и просто. Потом я пытался читать «Ньургун Боотур стремительный» Платона Ойунского на якутском языке и не осилил. Там иногда одно предложение написано на несколько страниц — в середине предложения забываешь начало. Непонятно было многое. Но самое главное, неясен был смысл произведения в целом.

Несколько попыток его штурмовать оказались безрезультатными. Думаю, это было где-то в 6-7 классах. К нему я вернулся зимой 1975-76 годов, когда я после окончания Новосибирского университета остался на годичную стажировку с последующим поступлением в аспирантуру. За мной был уже опыт чтения киргизского «Манас», персидско-таджикского «Шах-наме» и других эпосов, математических монографий, научных статей, сам повзрослел, поэтому взялся за творение Ойунского самым серьезным образом. Потихоньку начал вникать в текст.

Это был большой труд, это не как приключенческую повесть или любовные истории читать. Олонхо так просто не осилишь — это не Чехов, скажем так. Но я прочел все. Многое оттуда понял, например, историю народа саха, научился поражаться, удивляться тому, насколько олонхо — огромная, высокая культура. Олонхо стало жить во мне, а я — в олонхо.

До меня стало доходить, что олонхо — это и история народа, его философия, и конечно же, поэзия.

Самый объемный переведенный эпос — Олонхо Платона Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный» на английском языке — 36000 стихотворных строк. Он был издан в Великобритании в 2013 году и разослан по всем мировым библиотекам мира. Научно-исследовательский институт Олонхо В 2010 году был создан научно-исследовательский институт Олонхо Северо-восточного федерального университета им. Он является единственным в мире институтом, специально изучающим проблемы сознания, использования и распространения памятников якутского героического эпоса. Жителям и гостям республики он запомнился как самый масштабный праздник якутского эпоса. На церемонии открытия выступил мужской хор состоящий из 999 человек.

Всего на сцене в этот день выступили 2500 артистов, а сам Ысыах посетили свыше 15 тысяч гостей. НЛО и роботы в Олонхо В некоторых текстах якутского героического эпоса Олонхо содержатся уникальные упоминания — факты, которые порой сильно удивляют современных читателей и слушателей. Лицо его было черно, а глаза были как слюдяные окна.

Айсен Николаев: Олонхо – гордость якутского народа

Это духовное наследие помогало и помогает выстоять в самые трудные времена, сохранить язык, обычаи и традиции», — отметил он. Ежегодно в Ысыахе Олонхо принимают участие хранители народных традиций не только со всей республики, но из-за ее пределов. А до 2027 года будет создана единая система Домов Олонхо под эгидой Арктического центра эпосов и искусств.

Нюргун Ботур На защиту племени айы уранхай-саха и Срединного мира из Верхнего мира Юрюнг Ар Тойон спускает тонкостанного, пятисаженного в талии, шестисаженного в плечах богатыря-исполина Нюргун Ботура Стремительного. Вызволить луноликую Туйарыму Куо из беды теперь должен он. Конь богатырский Конь Вороной богатырский, заржал и резво проскакал, пролетел певучей стрелой по трём великим мирам. Поединок Защитник племени айы Нюргун Ботур Стремительный и предводитель рода абасы Уот Усутакы встретились в смертельном поединке. Яростная схватка Богатыри-исполины из непримиримо враждебных миров дерутся смертным боем, топча мёрзлую землю по колено, превратив её в месиво. Великий переполох Три великих мира содрогнулись, затрещали, готовые рухнуть.

Не осталось ни травы, ни деревьев вокруг. Земля стонала под их богатырскими пятами. Противостояние богатырей Тридцать дней и тридцать ночей бились они на равных в дикой драке, жестоком раздоре. Однако наступил миг, когда пыл их умерился, ярость ослабла, силы иссякли. От битвы смертельной устали они, не в силах продолжать дальше. Так и стояли они, обессилев, в изнеможении, опираясь друг о друга лбами.

Выражая время от времени одобрение, князь послушал с полчаса, а потом ему потребовалось отлучиться по малой нужде. Тойон велел кумалаану сделать паузу, а сам вышел из дома и отправился в отхожее место.

Кошмарное путешествие Вечернее небо было покрыто свинцовыми тучами, накрапывал холодный дождь. Не успел князь дойти до уборной, как кто-то вдруг схватил его за плечи и оторвал от земли. До смерти перепуганный тойон взглянул вверх и увидел громадного черного стервятника, уносящего его в небо. Бороться с исполинской птицей было бессмысленно и опасно: князь мог свалиться вниз и разбиться. Поэтому он, вверив себя судьбе, предпочел не двигаться. Летели они долго. Воздух успел сделаться ледяным, и князь совсем окоченел. Наконец стервятник спустился вниз, сбросил свою добычу на какую-то поляну и скрылся.

Фото из открытых источников На поляне пылал огромный костер, вокруг которого плясали обнаженные женщины. Одна из них подошла к тойону и, схватив его как ребенка, сунула ему в рот свой сосок. Из груди полилась жидкость, но князь сразу понял, что это было не молоко, а человеческая кровь. Чтобы не захлебнуться, он принялся глотать ее и пил до тех пор, пока не почувствовал, что больше в него не влезет ни капли. Напоив князя, женщина расхохоталась и сказала: — Душа твоя черна, как уголь, и нет среди людей места такому чудовищу. Мы даем тебе новый облик. Теперь ступай и твори зло без всяких ограничений! Мужчина посмотрел на себя и ужаснулся: его тело покрывали язвы, гнойники и опухоли.

Откуда-то принеслась стая жутких существ. Они содрали с тойона кожу, сломали ему шею и повернули голову назад, сняли скальп, после чего отрезали когтями губы, уши, нос и веки. Боль была непереносимой. Затем снова прилетел черный стервятник и, схватив дергавшегося в агонии князя, куда-то его потащил.

Но народ продолжает любить и ценить его. Новорожденным дают имена в честь любимых героев олонхо: Нюргун, Туйаарыма. Распространение и бытование олонхо получило новые формы: книга, театр, радио, концертные залы. Исполнение олонхо становится достоянием театра и эстрады.

Являясь центром национальной культуры прошлого, олонхо оказало большое влияние на зарождение и развитие якутской литературы и искусства. Платон Алексеевич Ойунский 10 ноября 1893—31 октября 1939 , записавший олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», был крупным поэтом [25] , основоположником якутской советской литературы, видным общественным и государственным деятелем, активным участником революции и гражданской войны, одним из первых организаторов и руководителей Советской власти в Якутии [26]. Ойунский — один из первых якутских ученых советского времени [27] , филолог, этнограф, фольклорист, литературовед. Он был крупнейшим знатоком якутского фольклора, особенно мифологии и олонхо, автором многих научных трудов [28]. В то же время П. Ойунский был сам очень крупным олонхосутом. Здесь необходимо заметить, что все без исключения первые якутские писатели и поэты как дореволюционного, так и советского времени были большими знатоками, любителями и ценителями олонхо. Можно с полной уверенностью сказать, что все они в детстве, должно быть, знали множество сюжетов, а то и полных текстов олонхо, пели и сказывали его.

Многие из них становились настоящими олонхосутами и, став писателями, наряду с литературной деятельностью, занимались пением и сказыванием олонхо. Олонхосутами были, например, современник П. Поэт Сергей Степанович Васильев писал олонхо для детей. Тому, что первые якутские писатели дореволюционного и советского периода были знатоками и любителями олонхо и даже сами были олонхосутами, удивляться не приходится: олонхо, как уже сказано, в прошлом занимало большое место в жизни каждого якута с детства [31]. Олонхо было, как сказано выше, одним из источников якутской литературы. Что касается П. Ойунского, то о нем известно, что в юные годы он уже становился профессиональным олонхосутом. Друг его детства К.

Слепцов вспоминает: «Было у Платона в детстве одно серьезное увлечение, которое он сумел сохранить на всю жизнь. Оно наложило серьезный отпечаток на все его творчество. Он очень любил слушать песни и сказания-олонхо. Мальчик часто убегал к своему соседу Пантелеймону Слепцову, большому знатоку олонхо, затейнику и песеннику. Часами сидел Платон у мудрого деда и слушал его импровизации. К 8—9 годам он и сам начал сказывать олонхо и петь песни своим сверстникам. Чуть позже мальчика стали охотно приглашать к себе домой взрослые, хозяева юрт. Все находили, что у него хороший голос и незаурядный дар слова» [32].

Саввин приводит слова жителя села Чурапча, сказанные им в 1920 г. Я думал, что из него выйдет знаменитый олонхосут» [33]. Сохранились и высказывания самого П. Ойунского: «У меня в детстве воображение было богатое, красочное, рассказывал красноречиво. Получал приглашения тойонов, которые на досуге наслаждались по длинным ночам моими рассказами» [34]. Все это было в обычае у дореволюционных якутов: талантливые дети сначала слушали певцов и олонхосутов, потом сказывали своим сверстникам, затем близким соседям или родным. А когда подрастали и получали некоторую известность, их приглашали баи. По этому же пути шел и подросток Платон Ойунский.

Ойунский родился в Жулейском наслеге Таттинского улуса ныне Алексеевский район в семье бедняка. В роду Ойунского по материнской линии были известные певцы и олонхосуты. А о Жулейском наслеге писатель Д. Сивцев Суорун Омоллон говорит: «Жулейский наслег славился мастерами устного народного творчества: песенниками, олонхосутами и рассказчиками» [35]. Из Жулейского наслега вышел знаменитый олонхосут Табахаров, портрет которого был написан в свое время известным якутским художником И. Характерно, что именно из Таттинского улуса вышли известнейшие на всю Якутию певцы и олонхосуты. Из Татты происходят и крупнейшие якутские писатели: А. Софронов, С.

Кулачиков Элляй , Н. Мординов Амма Аччыгыйа , Д. Сивцев Суорун Омоллон. Став крупным поэтом и общественным деятелем, П. Ойунский не забыл олонхо чему свидетелем печатаемое ныне , продолжал увлекаться им и пел его в кругу друзей. Но, как уже говорилось, П. Ойунский знал и увлекался не только олонхо: он был крупнейшим знатоком всего якутского фольклора. Фольклор оказал на все его творчество исключительное влияние и был той родной почвой, опираясь на которую, он взлетал к вершинам творческих достижений.

Разработка тем и сюжетов фольклора привела его к созданию замечательных произведений, среди которых мы видим: драматическую поэму «Красный шаман» 1917—1925 гг. Особое место в творчестве П. Ойунского занимает драма «Туйаарыма Куо» 1930 , представляющая собой драматизацию олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» и названная по имени главной героини. Сохранен и основной идейный мотив: герой спасает людей, попавших в беду. Ойунского по записи «Нюргун Боотура Стремительного» и представляет собой образец удачной драматизации олонхо. Вполне может быть, что именно драматизация олонхо привела П. Ойунского к осуществлению, вероятно, давно лелеявшейся им мысли дать полную запись всего олонхо. Ойунский, конечно, понимал, что никакая литературная обработка, никакая драматизация не могут дать полную и точную картину всего великого якутского эпоса.

Отсюда идея: записать все олонхо «в натуре», как есть... В тридцатых годах драма «Туйаарыма Куо» ставилась в Якутском национальном театре и пользовалась у зрителей большим успехом. Она впоследствии стала одним из источников для создания писателем Д. Сивцевым Суорун Омоллоном либретто первой якутской оперы «Нюргун Боотур». Произведения П.

Эпосы народов России. Олонхо

Немало таких моментов было. Но там целые куски циклично повторяются, что облегчает понимание. Казалось, здесь было все ясно и просто. Потом я пытался читать «Ньургун Боотур стремительный» Платона Ойунского на якутском языке и не осилил. Там иногда одно предложение написано на несколько страниц — в середине предложения забываешь начало. Непонятно было многое. Но самое главное, неясен был смысл произведения в целом. Несколько попыток его штурмовать оказались безрезультатными. Думаю, это было где-то в 6-7 классах. К нему я вернулся зимой 1975-76 годов, когда я после окончания Новосибирского университета остался на годичную стажировку с последующим поступлением в аспирантуру. За мной был уже опыт чтения киргизского «Манас», персидско-таджикского «Шах-наме» и других эпосов, математических монографий, научных статей, сам повзрослел, поэтому взялся за творение Ойунского самым серьезным образом.

Потихоньку начал вникать в текст. Это был большой труд, это не как приключенческую повесть или любовные истории читать. Олонхо так просто не осилишь — это не Чехов, скажем так. Но я прочел все. Многое оттуда понял, например, историю народа саха, научился поражаться, удивляться тому, насколько олонхо — огромная, высокая культура. Олонхо стало жить во мне, а я — в олонхо. До меня стало доходить, что олонхо — это и история народа, его философия, и конечно же, поэзия. Описания природы в «Ньургун Боотур Стремительный» — это просто шедевры народной поэзии саха. Просто надо уметь расшифровывать. Я, например, как владеющий русским языком, никогда не смогу прочитать на нем.

Мой мозг не воспринимает. Я не узнаю ничего практически. Ну, это мое субъективное отношение.

Вот почему глубоко оригинальный якутский эпос обнаруживает родство с преданиями других тюркоязычных народов, живущих в настоящее время за несколько тысяч километров от якутов. На русский язык «Нюргун Боотур Стремительный» в записи П.

В последнее время, в связи с широким распространением литературы, театра, радио живое бытование олонхо резко сокращается, во многих районах даже исчезает.

Но народ продолжает любить и ценить его. Новорожденным дают имена в честь любимых героев олонхо: Нюргун, Туйаарыма. Распространение и бытование олонхо получило новые формы: книга, театр, радио, концертные залы. Исполнение олонхо становится достоянием театра и эстрады. Являясь центром национальной культуры прошлого, олонхо оказало большое влияние на зарождение и развитие якутской литературы и искусства. Платон Алексеевич Ойунский 10 ноября 1893—31 октября 1939 , записавший олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», был крупным поэтом [25] , основоположником якутской советской литературы, видным общественным и государственным деятелем, активным участником революции и гражданской войны, одним из первых организаторов и руководителей Советской власти в Якутии [26].

Ойунский — один из первых якутских ученых советского времени [27] , филолог, этнограф, фольклорист, литературовед. Он был крупнейшим знатоком якутского фольклора, особенно мифологии и олонхо, автором многих научных трудов [28]. В то же время П. Ойунский был сам очень крупным олонхосутом. Здесь необходимо заметить, что все без исключения первые якутские писатели и поэты как дореволюционного, так и советского времени были большими знатоками, любителями и ценителями олонхо. Можно с полной уверенностью сказать, что все они в детстве, должно быть, знали множество сюжетов, а то и полных текстов олонхо, пели и сказывали его.

Многие из них становились настоящими олонхосутами и, став писателями, наряду с литературной деятельностью, занимались пением и сказыванием олонхо. Олонхосутами были, например, современник П. Поэт Сергей Степанович Васильев писал олонхо для детей. Тому, что первые якутские писатели дореволюционного и советского периода были знатоками и любителями олонхо и даже сами были олонхосутами, удивляться не приходится: олонхо, как уже сказано, в прошлом занимало большое место в жизни каждого якута с детства [31]. Олонхо было, как сказано выше, одним из источников якутской литературы. Что касается П.

Ойунского, то о нем известно, что в юные годы он уже становился профессиональным олонхосутом. Друг его детства К. Слепцов вспоминает: «Было у Платона в детстве одно серьезное увлечение, которое он сумел сохранить на всю жизнь. Оно наложило серьезный отпечаток на все его творчество. Он очень любил слушать песни и сказания-олонхо. Мальчик часто убегал к своему соседу Пантелеймону Слепцову, большому знатоку олонхо, затейнику и песеннику.

Часами сидел Платон у мудрого деда и слушал его импровизации. К 8—9 годам он и сам начал сказывать олонхо и петь песни своим сверстникам. Чуть позже мальчика стали охотно приглашать к себе домой взрослые, хозяева юрт. Все находили, что у него хороший голос и незаурядный дар слова» [32]. Саввин приводит слова жителя села Чурапча, сказанные им в 1920 г. Я думал, что из него выйдет знаменитый олонхосут» [33].

Сохранились и высказывания самого П. Ойунского: «У меня в детстве воображение было богатое, красочное, рассказывал красноречиво. Получал приглашения тойонов, которые на досуге наслаждались по длинным ночам моими рассказами» [34]. Все это было в обычае у дореволюционных якутов: талантливые дети сначала слушали певцов и олонхосутов, потом сказывали своим сверстникам, затем близким соседям или родным. А когда подрастали и получали некоторую известность, их приглашали баи. По этому же пути шел и подросток Платон Ойунский.

Ойунский родился в Жулейском наслеге Таттинского улуса ныне Алексеевский район в семье бедняка. В роду Ойунского по материнской линии были известные певцы и олонхосуты. А о Жулейском наслеге писатель Д. Сивцев Суорун Омоллон говорит: «Жулейский наслег славился мастерами устного народного творчества: песенниками, олонхосутами и рассказчиками» [35]. Из Жулейского наслега вышел знаменитый олонхосут Табахаров, портрет которого был написан в свое время известным якутским художником И. Характерно, что именно из Таттинского улуса вышли известнейшие на всю Якутию певцы и олонхосуты.

Из Татты происходят и крупнейшие якутские писатели: А. Софронов, С. Кулачиков Элляй , Н. Мординов Амма Аччыгыйа , Д. Сивцев Суорун Омоллон. Став крупным поэтом и общественным деятелем, П.

Ойунский не забыл олонхо чему свидетелем печатаемое ныне , продолжал увлекаться им и пел его в кругу друзей. Но, как уже говорилось, П. Ойунский знал и увлекался не только олонхо: он был крупнейшим знатоком всего якутского фольклора. Фольклор оказал на все его творчество исключительное влияние и был той родной почвой, опираясь на которую, он взлетал к вершинам творческих достижений. Разработка тем и сюжетов фольклора привела его к созданию замечательных произведений, среди которых мы видим: драматическую поэму «Красный шаман» 1917—1925 гг. Особое место в творчестве П.

Ойунского занимает драма «Туйаарыма Куо» 1930 , представляющая собой драматизацию олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» и названная по имени главной героини. Сохранен и основной идейный мотив: герой спасает людей, попавших в беду. Ойунского по записи «Нюргун Боотура Стремительного» и представляет собой образец удачной драматизации олонхо. Вполне может быть, что именно драматизация олонхо привела П. Ойунского к осуществлению, вероятно, давно лелеявшейся им мысли дать полную запись всего олонхо. Ойунский, конечно, понимал, что никакая литературная обработка, никакая драматизация не могут дать полную и точную картину всего великого якутского эпоса.

Отсюда идея: записать все олонхо «в натуре», как есть... В тридцатых годах драма «Туйаарыма Куо» ставилась в Якутском национальном театре и пользовалась у зрителей большим успехом. Она впоследствии стала одним из источников для создания писателем Д. Сивцевым Суорун Омоллоном либретто первой якутской оперы «Нюргун Боотур».

Анна Пермина 01.

Эти героические сказания появились более 1200 лет назад и долгое время имели только устную форму. Олонхо — это не только песни о древних богатырях длиной от 10 до 50 тысяч строк, но и устная сказительная традиция. Рассказчики олонхосуты — мастера певческого и словесного искусства в сказаниях олонхо речевые и поющиеся части чередуются , хранители традиции — годами оттачивали свое мастерство, путешествуя по Якутии и расширяя свой репертуар, чтобы передать новому поколению. Олонхо — живое искусство с единым миром и пересекающимися и повторяющимися сюжетами. Олонхосуты исполняли песни в течение нескольких вечеров, импровизируя, сплетая в канве повествования разные сюжетные нити.

По словам якутов, особенно длинные олонхо могли петься более 10 дней.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий